Яблочный Спас

Опубликовано: 26.08.2015

Яблочный Спас — день народного календаря славян, отмечаемый 6 (19) августа и приуроченный к христианскому празднику Преображения Господня. В народном календаре православных славян — один из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо.

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после Спаса становятся холоднее. У восточных славян до Яблочного Спаса не позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. В этот день в церкви освящают плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Такие колосья и семена сохраняют до следующего сева.

Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или поступить ещё проще — оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.

В деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о женихах, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами — всем, чем одаривал огород, сад, лес. Пироги пекли из постного теста.

В этот день провожают закат солнца в поле с песнями. Вечером в Новгородской и соседних уездах других губерний собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали:

Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещёного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещёный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мёд, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещёный мир,
Бьём челом и кланяемся!

К Яблочному Спасу в старину совершался «обряд засевания полей», который состоял в том, что по просьбе хозяев приходил со святыми иконами на поле священник и окроплял вспаханную землю священной водой, причем обыкновенно один из самых уважаемых хозяев бросал на освящённые места зёрна озимых. Обряд служил у крестьян началом засева.

В этот день бывали народные гулянья.

У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу.

Поговорки и приметы

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на второй Спас, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Встреча осени — Осенины.
  • На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках.

Фотографии можно посмотреть в фотоальбоме «Яблочный Спас».

Просмотров: 413